24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ, от 14.07.2022 N 268-ФЗ, от 14.07.2022 N 280-ФЗ, от 07.10.2022 N 391-ФЗ, от 19.12.2022 N 519-ФЗ)Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))Статья 4. Отходы как объект права собственности (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.Статья 4.1. Классы опасности отходов (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
В связи с утратой силы Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ с 01.01.2023 следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ.Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 485-ФЗ)
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)
1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)
1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
1. В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами). (в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ)Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.Статья 13.5. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
1. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в Российской Федерации создается федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, содержащая информацию об обращении с твердыми коммунальными отходами. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов создается и развивается российским экологическим оператором. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)Статья 14. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
1. В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности. Указанная схема разрабатывается с учетом сведений и информации, содержащихся в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, и включает в себя: (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)Статья 14.3. Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
1. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Положения пункта 1 статьи 14.4 (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ) применяются с 01.03.2022 (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ).Статья 14.5. Инвестиционная программа федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
1. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности осуществляются в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)Статья 16. Требования к транспортированию отходов (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
1. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.Статья 17.1. Требования к обращению с вторичными ресурсами (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)
1. Отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014))
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 14.07.2022 N 268-ФЗ)Статья 20. Государственный кадастр отходов
1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:Статья 24.1. Утилизационный сбор (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 278-ФЗ)
1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)Статья 24.3. Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
1. Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, информацию о вторичных ресурсах и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее - система). Система развивается и эксплуатируется российским экологическим оператором. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 356-ФЗ, от 14.07.2022 N 268-ФЗ)Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
1. Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров эксплуатируется на основе официальной статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав данной информации, формы, сроки и порядок ее предоставления определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)Статья 24.5. Экологический сбор (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.ГЛАВА V.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
1. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
1. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
1. Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
1. Информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)Статья 24.12. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется посредством:Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
1. Строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)Статья 24.14. Российский экологический оператор (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
1. Российский экологический оператор осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и своим уставом.Глава VI. ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Статья 25. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения сСтатья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
1. Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 96-ФЗ)
Статья 29.1. Переходные положения (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 96-ФЗ)
1. До 1 января 2025 года в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, допускаются нахождение и эксплуатация ранее созданных объектов размещения отходов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 254-ФЗ)Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН